В.И. Гузева, В.А. Карлов, О.В. Гузева, В.В. Гузева, И.В. Охрим
ПОСОБИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ЭПИЛЕПСИЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Санкт-Петербург
2020
2
УДК 616.8-007
ББК 56.12
К- 60
Пособие для детей с эпилепсией и их родителей: методическое пособие для
детей, воспитателей и родителей / В.И. Гузева, В.А. Карлов, О.В. Гузева,
В.В. Гузева, И.В. Охрим. — СПб, 2020. — 36 с.
ISBN 978-5-6041072-6-3
УДК 616.8-007
ББК 56.12
В написании пособия принимали участие ведущие специалисты в об-
ласти детской неврологии и эпилептологии. Книга знакомит родителей,
воспитателей и детей с эпилепсией с основными вопросами эпилептоло-
гии, а также с техникой безопасности при приступах, режимах дня и от-
дыха, занятиями спортом, вакцинации. Знание детьми с эпилепсией, их ро-
дителями и воспитателями особенностей оказания неотложной помощи
и техники безопасности при приступах может предупредить многие серь-
езные последствия эпилепсии.
Рецензенты:
д.м.н., профессор А. Б. Пальчик;
д.м.н., профессор Е. Г. Клочева
ISBN 978-5-6041072-6-3 © Коллектив авторов, 2020
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ......................................................................................... 4
1. Что такое эпилепсия ............................................................................. 5
2. Возможные причины эпилепсии ........................................................... 5
3. Типы и продолжительность эпилептических приступов. Состояние
после приступа .......................................................................................... 6
4. Методы обследования при эпилепсии ................................................. 8
5. Принципы лечения эпилепсии. Антиэпилептические препараты ....... 11
6. Неотложная помощь при эпилептическом приступе .......................... 12
7. Можно ли вылечить эпилепсию .......................................................... 13
8. Необходимость ограничений. Факторы, влияющие на введение
ограничений ............................................................................................. 14
9. Техника безопасности при приступах на воде (в ванне, на лечебных
ваннах, в бассейне, на рыбалке) ............................................................ 16
10. Сделайте дом безопасным для ребенка .......................................... 17
11. Путешествуйте безопасно ................................................................. 17
12. Режим дня и отдыха ребенка с эпилепсией .................................... 18
13. Питание при эпилепсии ..................................................................... 20
14. Вакцинация. Можно ли делать прививки ребенку с эпилепсией .. 20
15. Посещение детского сада, школы ................................................... 21
16. Занятия спортом ............................................................................... 22
17. Выбор профессии ............................................................................. 23
18. Как воспитывать ребенка с заболеванием ...................................... 23
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Обеспечение безопасности в ванной комнате. Первая помощь при
приступе эпилепсии ................................................................................. 25
2. Правила поведения для больных эпилепсией и обеспечение
безопасности при внезапных приступах ................................................ 26
3. Дневник приступов .............................................................................. 27
4. Российские и международные ассоциации помощи больным
эпилепсией ............................................................................................... 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................... 35
4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эпилепсия – распространенное заболевание нервной системы, из-
вестное человечеству с древнейших времен, с которым связано множество
предубеждений и мифов. Первые письменные данные о заболевании обна-
ружены в вавилонском кодексе законов Хаммурапи (около 1800 г. до
н. э.). В древние века эпилепсию связывали с богом луны, а в рукописях
Средневековья больного эпилепсией называли lunaticus. Позже эпилепсию
считали одержимостью злым духом, бесом, а в античной Греции называли
«священной болезнью». В России эпилепсия носила название «падучей».
Много знаменитых личностей страдали эпилепсией: Юлий Цезарь, Пифагор,
Сократ, Аристотель, Александр Македонский, Иоанн Грозный, Петр Пер-
вый, Наполеон Бонапарт, Винсент Ван Гог, Исаак Ньютон,
Ф. М. Достоевский.
Как болезнь головного мозга эпилепсия изучается с эпохи Возрожде-
ния. Первые попытки научного обоснования эпилепсии предпринял Гиппо-
крат (около 500 г. до н.э.) в книге «О священной болезни», в которой ввел
понятие «эпилепсия» (от греч. «схваченный»; лат. еpilepsia). Рост медицин-
ских знаний о причинах и механизмах возникновения эпилепсии, достиже-
ния фармацевтической науки позволяют в настоящее время большей части
больных жить без приступов.
Родители, члены семьи, а также воспитатели и учителя детей с эпи-
лепсией бывают обеспокоены по многим причинам: непредсказуемостью
возникновения приступа, трудностью его контроля, опасностью получения
ребенком травмы в результате приступов, страхом развития осложнений и
нервно-психических нарушений при повторяющихся приступах. Эта боязнь
часто приводит к введению различных принудительных ограничений в дея-
тельности и поступках детей, что, в свою очередь, негативно сказывается
на поведении, характере и психосоциальном статусе ребенка, вызывая тем
самым нежелательные последствия в его дальнейшей жизни. Достаточная
осведомленность о болезни, ее проявлениях, способах оказания помощи
5
значительно улучшает качество жизни ребенка с эпилепсией и его близких
людей.
Данное издание адресовано детям, страдающим эпилепсией, их род-
ственникам и близким. Мы надеемся, что вы найдете ответы на множество
вопросов, которые остаются за рамками планового визита к врачу. В бро-
шюре разбираются темы: общая информация по эпилепсии, рекомендации
по технике безопасности в быту, неотложная помощь ребенку в случае
возникновения приступа и практические советы для преодоления наиболее
частых проблем.
1. Что такое эпилепсия
Эпилепсия – это хроническое заболевание головного мозга, которое
характеризуется наличием повторяющихся непровоцируемых приступов с
различными проявлениями: изменением сознания, потерей ориентации в
пространстве и/или неконтролируемыми двигательными, чувствительными,
психическими, вегетативными нарушениями.
У любого человека в определенной ситуации хотя бы однократно в
жизни может возникнуть судорожный приступ (при инфекционном заболе-
вании нервной системы, после вакцинации, при тяжелой черепно-мозговой
травме), диагноз в таких случаях устанавливается только после неврологи-
ческого обследования.
Эпилепсия у детей встречается чаще, чем у взрослых, а общее число
больных на планете составляет около 50 миллионов человек.
Эпилептические приступы могут начаться в любом возрасте и даже
внутриутробно. Большой риск развития эпилепсии имеют дети в периоды
гормональных кризов, в подростковом возрасте.
2. Возможные причины эпилепсии
Для систематизации эпилепсии с учетом этиологии, типов эпилептиче-
ских приступов и наличия коморбидных состояний используется классифи-
6
кация, предложенная Международной противоэпилептической лигой
(International League Against Epilepsy, ILAE) в 2017 году. Причинами разви-
тия эпилепсии в детском возрасте могут быть наследственные заболевания,
аномалии развития головного мозга, повреждения головного мозга вслед-
ствие кислородного голодания при рождении, травмы, инфекции централь-
ной нервной системы, метаболические и иммунные нарушения. В ряде слу-
чаев выявляются гены, отвечающие за развитие некоторых форм эпилеп-
сии, передающихся по наследству. У части пациентов причина заболевания
остается неуточненной. Очевидно, что при совершенствовании технических
возможностей нейровизуализационных и генетических методик количество
неуточненных форм будет уменьшаться.
3. Типы и продолжительность эпилептических приступов. Со-
стояние после приступа
Известно более 40 форм эпилепсии у детей, которые очень разнооб-
разны в своих проявлениях. Выделяются фокальные, генерализованные и
приступы с неуточненным началом.
Фокальные приступы
Особенностью приступов с фокальным началом является наличие чет-
ко определенного эпилептического очага в каком-либо участке головного
мозга, локализация которого и будет определять проявления фокального
приступа. У ребенка могут возникать неконтролируемые движения мышц
лица, конечностей (подергивания, вытягивания), туловища, иногда отсут-
ствует контроль над речью в течение определенного времени. Если судоро-
ги генерализуются, т. е. распространяются на обе стороны тела, и больной
теряет сознание, то такой приступ называется фокальным с вторичной ге-
нерализацией.
Во время приступа с чувствительными проявлениями у ребенка возни-
кают ощущения покалывания, онемения, ползания мурашек в частях тела.
7
Когда приступы сопровождаются галлюцинациями, дети ощущают то,
чего нет на самом деле – слышат звуки, видят вспышки света, звездочки
перед глазами, чувствуют несуществующие запахи.
Вегетативные приступы проявляются неприятными ощущениями в об-
ласти живота, побледнением, потливостью, покраснением кожи, расшире-
нием зрачков, головокружением.
Фокальные приступы часто начинаются с различных кратковременных
ощущений (ауры) и могут сопровождаться нарушением сознания.
Генерализованные приступы
Когда эпилептическая активность захватывает оба полушария голов-
ного мозга одновременно, возникают приступы с генерализованным нача-
лом.
Абсансы – это вид приступа, который выражается остановкой взора с
отсутствием или минимальными двигательными проявлениями, бесцельным
блужданием, когда ребенок не отвечает на вопросы, дезориентирован в
пространстве, а после приступа может не вспомнить о произошедшем. Ино-
гда больные в момент приступа реагируют на резкие звуки, болевые раз-
дражители. Однако наиболее типичным является глубокое нарушение со-
знания с последующим моментальным восстановлением. Продолжитель-
ность абсансов колеблется от 2 до 30 секунд. Очень короткие абсансы
долгое время могут оставаться незаметными для окружающих и родствен-
ников.
Генерализованные приступы с тонико-клоническими судорогами со-
провождаются нарушением сознания, падением больного, судорогами рук и
ног, заведением глазных яблок, расширением зрачков, прикусом языка,
слюнотечением и непроизвольным мочеиспусканием. Этот вид приступов
наиболее опасен для пациента из-за риска травматизации.
По окончании приступа у ребенка некоторое время сохраняется вя-
лость, сонливость, дезориентация, возможен постприступный сон, после ко-
торого поведение и состояние пациента нормализуется.
8
В большинстве случаев между приступами ребенок чувствует себя со-
вершенно здоровым и ничем не отличается от других детей.
Миоклонические приступы характеризуются неожиданными короткими
молниеносными насильственными подергиваниями различных групп мышц
при сохраненном сознании. Больные нередко жалуются, что роняют пред-
меты из рук или непроизвольно отбрасывают их в сторону. Миоклониче-
ский приступ ребенок может описывать как внезапный удар под колени,
сопровождающийся приседанием или падением.
Атонические приступы обычно кратковременны и проявляются как
внезапное падение ребенка, обмякание. Способность стояния и ходьбы
быстро восстанавливается.
У большинства больных приступ длится от нескольких секунд до 5
минут. Приступы с продолжительностью более 15 минут или повторяющие-
ся пароксизмы без восстановления сознания обозначаются термином «эпи-
лептический статус».
Внимание! Эпилептический статус – это жизнеугорожающее
состояние, требующее немедленной госпитализации ребенка
из-за риска развития отека мозга и летального исхода.
4. Методы обследования при эпилепсии
План обследования ребенка с приступами определяет невролог. В
трудных случаях проводятся врачебные консилиумы с участием генетика,
нейрохирурга и врачей других специальностей.
В диагностике используются различные методы.
Электрофизиологические методы: электроэнцефалография, видео-
электроэнцефалография, позволяющие оценить биоэлектрическую актив-
ность головного мозга. Безвредность, относительная простота и высокая
информативность ЭЭГ позволяет обследовать детей любого возраста, по-
могает отличить эпилептический приступ от неэпилептического, выявить
9
эпилептогенные участки головного мозга, следить за эффективностью ле-
чения и решать вопрос о времени прекращения лекарственной терапии.
Наиболее информативной является запись самого эпилептического присту-
па при использовании суточного видео-ЭЭГ-мониторинга. С целью улучше-
ния информативности ЭЭГ-исследования ребенка необходимо заранее
ознакомить с правилами проведения и убедить в безопасности и безболез-
ненности процедуры.
Во время исследования ребенку предстоит сидеть в удобном кресле с
закрытыми глазами. Для регистрации активности головного мозга исполь-
зуется специальная шапочка с прикрепленными к ней электродами, соеди-
ненными проводами с электроэнцефалографом. Этот аппарат усиливает
биопотенциалы, полученные с датчиков, и записывает их на бумагу или в
память компьютера.
Голова перед ЭЭГ должна быть вымыта, что позволит добиться луч-
шего контакта электродов с кожей и получить достоверные результаты.
Во время записи врач попросит ребенка открыть и закрыть глаза, ак-
тивно глубоко подышать, проводится ритмическая световая стимуляция.
При выполнении этих проб часто удается выявить «скрытую» эпилептиче-
скую активность мозга и уточнить тип приступов.
ЭЭГ-мониторинг позволяет обнаружить эпилептическую активность у
большинства больных в состоянии сна, даже если в дневное время ее не
удалось зарегистрировать при проведении обычных проб (гипервентиляция,
фотостимуляция).
В практике широкое использование нашла проба с уменьшением дли-
тельности ночного сна (депривация сна), которая повышает информатив-
ность ЭЭГ у пациентов с некоторыми формами эпилепсии.
Нейровизуализационные методы: нейросонография, МРТ и КТ го-
ловного мозга проводятся с целью поиска нарушений в структуре головно-
го мозга (пороки развития, опухоли, травматические повреждения и др.).
Компьютерная томография – рентгенологический метод исследова-
ния, при котором получают снимки определенного среза с возможностью
10
создания цельного изображения тканей, образований головного мозга. На
снимках хорошо идентифицируются кальцификаты, очаги нарушенного
кровоснабжения, костные деформации.
Магнитно-резонансная томография – высокоинформативный метод
диагностики, позволяющий получать изображения срезов вещества голов-
ного мозга в различных плоскостях. Этот метод основан на принципе маг-
нитного резонанса ядер водорода. Возможность выявлять тонкие структур-
ные повреждения мозгового вещества при проведении МРТ трудно пере-
оценить в диагностике эпилепсии. У детей раннего возраста целесообраз-
нее использовать МРТ головного мозга как более безопасный по сравне-
нию с КТ метод исследования.
К преимуществам МРТ относится также возможность визуализации
сосудов головного мозга, так называемая магнитно-резонансная ангиогра-
фия. Выполнение МР-ангиографии необходимо при подозрении на наличие
аномалии (мальформации) сосудов головного мозга.
Учитывая физические основы метода, существует ряд противопоказа-
ний для проведения МРТ: наличие в теле магнитных металлических ино-
родных тел, кардиостимулятора.
Выполнение нейрорадиологических процедур маленьким детям про-
водится в состоянии медикаментозного сна под наблюдением врача-
анестезиолога, назначение данных видов исследований строго согласуется
с показаниями к обследованию.
Нейросонография – компьютерное ультразвуковое исследование
структур головного мозга ребенка, преимущественно через открытые род-
нички головы. Является удобной, безопасной и диагностически достовер-
ной альтернативой обследования головного мозга у детей первого года
жизни. Противопоказаний для исследования нет.
Генетические методы диагностики рекомендуются для подтвержде-
ния генетической природы заболевания.
В результате комплексного обследования врач определяется с фор-
мой эпилепсии и назначает лечение.
11
5. Принципы лечения эпилепсии.
Антиэпилептические препараты
Необходимость лечения эпилепсии определена высокой вероятностью
нарушения когнитивных и моторных функций ребенка при наличии повто-
ряющихся приступов, значительным снижением качества жизни.
Необходимость лечения обусловлена тем, что при частых судорогах
формируется замкнутый круг: каждый приступ возбуждает нейроны коры
головного мозга, тем самым облегчая возникновение следующих приступов.
Только адекватная, своевременно назначенная терапия способна разорвать
этот порочный круг. В большинстве случаев чем раньше начинается лече-
ние, тем лучше бывает его результат и тем быстрее наступает выздоровле-
ние.
Внимание! Основным методом лечения эпилепсии является
ежедневный, регулярный прием лекарственных препаратов,
которые объединены в группу антиэпилептических средств.
Препараты подбирает врач с учетом индивидуальной переносимости,
руководствуясь клиническими рекомендациями по лечению различных ти-
пов эпилептических приступов и форм эпилепсии. Успех лечения во многом
зависит от правильно установленного диагноза.
Назначение одного лекарственного препарата называется монотера-
пией. От монотерапии отказываются только в случае отсутствия положи-
тельного действия препарата. В таких случаях может применяться комбина-
ция из двух и более препаратов – политерапия. Антиэпилептические препа-
раты назначают с постепенным увеличением дозы. Преимущество данного
метода в том, что организм постепенно привыкает к лекарствам, что сни-
жает побочное действие и позволяет лучше определить индивидуальную
дозу лекарства.
Прием лекарственных препаратов может негативно повлиять на по-
вседневное настроение ребенка, внимание, память, иногда возникают кож-
12
ные реакции, прибавление в весе. О побочных реакциях необходимо сооб-
щить врачу, который проведет коррекцию терапии при непереносимости
препарата.
Отмена антиэпилептических препаратов проводится постепенно и
очень медленно только лечащим врачом-неврологом при благоприятном те-
чении заболевания, которое определяется многими факторами (форма эпи-
лепсии, время отсутствия эпилептических приступов, оценка риска возоб-
новления приступов).
Самостоятельное назначение или отмена препаратов недопустимы, так
как это приводит к серьезным негативным последствиям для здоровья ре-
бенка.
Для большинства пациентов медикаментозная терапия эффективна,
препараты позволяют уменьшить частоту, интенсивность и даже ликвидиро-
вать приступы в 50–70% случаях.
Примерно в 30% случаев медикаментозная терапия неэффективна.
Есть формы эпилепсии, при которых эффективной оказывается спе-
циальная диета, назначаемая и контролируемая эпилептологом совместно в
врачом-диетологом в условиях стационара.
При отсутствии результата от антиэпилептической терапии нейрохи-
рургами рассматривается вопрос хирургического лечения фармакорези-
стентной эпилепсии. Решение о необходимости нейрохирургического вме-
шательства принимается коллегиально детскими неврологами, нейрохирур-
гами и психологами с оценкой рисков и ожидаемой эффективности лече-
ния.
6. Неотложная помощь при эпилептическом приступе
Правила первой неотложной помощи при внезапном ухудшении со-
стояния ребенка и/или развитии судорожного приступа:
13
для предотвращения травм необходимо освободить пространство
вокруг пострадавшего, под голову подложить что-нибудь мягкое, не фикси-
ровать тело больного во время приступа;
обеспечить доступ свежего воздуха, расстегнуть одежду на шее и
груди;
повернуть больного на бок для облегчения дыхания, избежания
удушья;
при возникновении рвоты удерживать больного (без применения
силы) в положении на боку;
нельзя применять предметы для разжимания челюсти пациента!
во время приступа не заливать в рот воду, лекарства;
зафиксировать время начала приступа, чтобы установить его про-
должительность, сохранять спокойствие, соблюдать тишину, внимательно
следить за течением приступа, по возможности сделать видеозапись при-
ступа для врача;
следует находиться рядом с ребенком до окончания приступа;
в случае наступления сна после приступа не тревожить ребенка,
дать ему выспаться;
если приступ длится более 5 минут, дыхание после приступа не
восстанавливается, есть повреждения, раны или приступ произошел в воде,
необходимо вызвать скорую медицинскую помощь;
если вам неизвестен человек, у которого произошел приступ, сле-
дует поискать в его вещах документы с информацией о заболевании и
незамедлительно вызвать скорую медицинскую помощь.
7. Можно ли вылечить эпилепсию
Пациенты и их родные часто обеспокоены длительностью приема ан-
тиэпилептических препаратов и самой возможностью выздоровления.
14
Международной противоэпилептической лигой определены критерии
постепенной отмены препаратов в случае успешной терапии, т. е. при раз-
решении эпилепсии. В эпилептологии разрешение эпилепсии констатируют
у лиц с зависящим от возраста эпилептическим синдромом при достижении
более старшего возраста, а также при отсутствии эпилептических приступов
в последние 10 лет у пациентов, не лечившихся антиэпилептическими пре-
паратами последние 5 лет. «Разрешение эпилепсии» не идентично «ремис-
сии» или «излечению».
У части больных эпилептические приступы возникают реже, но сохра-
няются даже при лечении современными препаратами. В таких случаях
подбирается минимальная эффективная дозировка лекарства, при лечении
которой не возникают осложнения и побочные действия.
Всемирная организация здравоохранения отнесла эпилепсию к потен-
циально излечимым заболеваниям. Это означает, что из 25–30% пациентов
с сохраняющимися приступами только у 10% больных не удается значимо
повлиять на частоту и интенсивность приступов, в остальных же 15–25%
случаев приступы возникают достоверно реже и/или становятся более лег-
кими, качество жизни этих пациентов существенно улучшается.
При неэффективности медикаментозного и нейрохирургического ле-
чения существует надежда на разработку более эффективных антиэпилеп-
тических средств с новым механизмом действия и альтернативных методов
терапии.
8. Необходимость ограничений.
Факторы, влияющие на введение ограничений
Определены причины, оправдывающие необходимость ограничивать
действия детей с эпилепсией.
Во время приступа ребенок может не контролировать свои действия,
что повышает риск получения им механической травмы вследствие возмож-
ных неудачных падений, ожогов, порезов, вывихов, переломов костей, по-
вреждения зубов, а также черепно-мозговых травм, утопления.
15
Необходимо оградить ребенка от событий и обстоятельств, способных
провоцировать у него приступы: вспышки света, недосыпание, перегревание,
прием алкоголя, энергетических напитков, психоэмоциональные травмы.
Существенное значение в принятии решений о запретах и ограничени-
ях отводится следующим факторам.
Возраст ребенка
Всем детям дозволено делать лишь то, что предполагает соответствие
разрешаемых действий их возрасту, темпераменту и уровню психического
развития. Для детей младше 8 лет все ограничения должны носить форму
запретов или обязательных правил. В более старшем возрасте дети начи-
нают осознавать необходимость и важность принятых ограничений, поэтому
следует добиваться их согласия на проявление особой сдержанности в тех
ситуациях, когда обычные правила поведения этого не требуют.
Типы приступов
Несколько различный характер имеет первая помощь при различных
видах приступов, настолько же отличаются при этом запреты и ограниче-
ния. Приступы, не связанные с потерей сознания, либо протекающие во
время сна, требуют лишь незначительных изменений в образе жизни. А
воти приступы, сопровождающиеся потерей сознания относят ребенка к
наиболее серьезной группе риска, связанной с травмами.
Частота приступов
Дети с редко повторяющимися приступами обычно не нуждаются в
каких-либо ограничениях их деятельности. Напротив, при очень частых
приступах, а также у детей с недавно диагностированной эпилепсией тре-
буется введение соответствующих ограничений до установления полного
контроля над приступами.
Время и место действия приступов
У некоторых детей приступы возникают только во время сна, то есть
в тот момент, когда ребенок находится в относительно безопасном удоб-
ном положении. У других же детей приступы возникают в активное время
суток и могут быть спровоцированы световым мельканием, бликами мони-
16
тора или телеэкрана. Данные обстоятельства можно преодолеть либо огра-
ничить их воздействие, пользуясь солнцезащитными или специальными (по-
ляризующими) очками, а также закрывая один глаз. В тех случаях, когда
подобные ситуации длятся по времени долго, они становятся источником
постоянных проблем.
Уступчивость ребенка
Очень важным фактором является способность ребенка к соблюде-
нию ряда условий, ограничивающих его деятельность, и способность нести
за это постоянную ответственность. Особую важность такая самоорганизо-
ванность приобретает в подростковом возрасте.
Сопутствующие диагнозы
Наличие тяжелого сопутствующего заболевания также может стать
препятствием к введению ограничений.
9. Техника безопасности при приступах на воде (в ванне, на
лечебных ваннах, в бассейне, на рыбалке)
Маленьких детей никогда не следует оставлять в ванне одних без
присмотра. Для более старших детей предпочтительнее пользоваться ду-
шем. Следует использовать резиновый коврик в ванне или душе.
Внимание! Никогда не следует запирать дверь в ванную
комнату. Потеря сознания может привести к падению в
воду, а при этом достаточно легко захлебнуться.
Повышенный риск существует при плавании. Плавать человек с эпи-
лепсией может только в присутствии людей, знающих о его приступах.
Особенно бдительными должны быть близкие во время купания ребенка с
эпилепсией в открытом водоеме, на рыбалке. Купание в холодной воде или
при большом контрасте температур воды и воздуха может служить прово-
цирующим фактором развития эпилептического приступа. Даже в домашних
17
условиях не следует закрывать дверь в ванную при купании ребенка с эпи-
лепсией и прибегать к экстремальным температурным воздействиям (ис-
ключительно высоким или низким температурам воды).
Следует предусмотреть предупреждения на ваннах и других водоемах
о необходимости соблюдать осторожность при наличии пароксизмальных
расстройств сознания.
Опасность рыбалки заключается в близости открытого водоема, поэто-
му основные правила поведения на воде касаются и данного вида отдыха.
10. Сделайте дом безопасным для ребенка
Закройте твердые углы столов и другой мебели.
Отодвиньте кровать от острых и твердых предметов (стол, шкаф и
др.).
Избегайте спальных поверхностей (например, водяной матрац), по-
крывал и подушек, способных вызвать затруднение дыхания и удушье у ре-
бенка, особенно у младенцев и маленьких детей.
Рассмотрите возможность использование сигнализатора приступов
или спите с ребенком в одной комнате, что помочь в случае возникновения
приступа.
Держите полы свободными от проводов, инструментов, игрушек.
Используйте небьющуюся посуду.
Проявляйте осторожность с горячей едой и напитками.
11. Путешествуйте безопасно
В поездки следует отправляться с теми, кто знает, как помочь в
случае возникновения приступа.
Должен быть запас лекарств на случай непредвиденной задержки в
путешествии.
18
Лекарства следует брать в ручную кладь.
С лечащим врачом определить режим приема лекарств в разных
часовых поясах.
Использовать ID браслет, где указывается информация о пациенте,
его заболевании, принимаемых лекарствах, телефон близкого или лечаще-
го врача, которых следует известить в случае приступа.
Соблюдать правила безопасности нахождения вблизи открытых и
закрытых водоемов (ванна, бассейн, река, море).
12. Режим дня и отдыха ребенка с эпилепсией
Важным условием лечения эпилепсии является соблюдение опреде-
ленного режима дня. Дети с эпилепсией должны ложиться спать в опреде-
ленное время и иметь полноценный 8-часовой сон. Недосыпание может
явиться провоцирующим фактором эпилептического приступа.
Примерно у 1% людей, обладающих повышенной чувствительностью
к действию света, просматривается связь приступов с просмотром телепе-
редач (фотосенситивные приступы), поэтому количество проводимого перед
телевизором времени следует ограничить, а в отдельных случаях вообще
исключить данные виды нагрузок, когда связь между просмотром телепе-
редач (особенно с перемежающейся сменой ярких цветовых характеристик)
и приступом очевидна.
При просмотре телевизора следует располагаться не ближе 2 метров
от экрана, чтобы уровень глаз не был выше уровня экрана, смотреть теле-
визор в освещенном помещении, закрывать глаза при просмотре калейдо-
скопических съемок, вспышек, мелькающих картинок.
При посещении дискотек молодым людям с эпилепсией необходимо
соблюдать предосторожности. Приступы могут спровоцировать стробоско-
пические, мерцающие яркие блики в затемненном помещении, особенно у
людей с фотосенситивной формой эпилепсии. Вероятность появления при-
ступов напрямую зависит от частоты мелькания и яркости световых эффек-
19
тов. Кроме того, недосыпание, усталость и алкоголь могут также способ-
ствовать возникновению приступов.
Видеоигры, работа с компьютером и гаджетами могут также вызывать
приступы у людей с фотосенситивностью, однако при правильно подобран-
ном лечении и соблюдении ряда защитных мер можно не лишать ребенка
этой необходимости или удовольствия.
Расстояние от глаз до экрана монитора должно быть не менее
35 см (для 14-ти дюймовых экранов).
Экран монитора должен быть чистым, с правильно отрегулирован-
ными параметрами изображения.
Компьютер должен быть установлен в светлом помещении.
Необходимо исключить другие мониторы или телевизор из поля
зрения.
Экран необходимо располагать так, чтобы избежать бликов от окон
или других источников света.
Избегать рассматривания мелких деталей изображения на экране с
близкого расстояния.
Постараться не работать за компьютером в возбужденном состоя-
нии, при недосыпании или в состоянии алкогольного опьянения.
Следует учитывать, что компьютер может стать важным фактором со-
циального становления человека с эпилептическими приступами. Компьютер
дает возможность работы с обучающими и развивающими творческие спо-
собности программами, получения интересующей информации, общения со
сверстниками и многое другое, без чего трудно представить современную
жизнь. Кроме того, умение работать на компьютере все чаще является обя-
зательным требованием при приеме на работу.
20
13. Питание при эпилепсии
Питание ребенка должно быть сбалансированным по содержанию ос-
новных компонентов, витаминов и микроэлементов. Наличие эпилепсии не
подразумевает изменений в правилах рационального питания.
Важно! Следует избегать возбуждающих и энергетических
напитков.
Врач может дополнительно рекомендовать прием витаминных и мине-
ральных комплексов для предотвращения побочных действий некоторых
антиэпилептических препаратов.
14. Вакцинация.
Можно ли делать прививки ребенку с эпилепсией
Прививки позволяют значительно снизить риск заболевания у детей
либо перенести болезнь в более легкой форме без тяжелых осложнений,
многие из которых крайне опасны для жизни.
Иммунизация является одним из самых успешных и эффективных ме-
дико-санитарных мероприятий, позволяющих ежегодно предотвращать от 2
до 3 миллионов случаев смерти в мире. На основании рекомендаций Все-
мирной организации здравоохранения (ВОЗ) по плановой иммунизации
каждая страна разрабатывает национальный календарь прививок с учетом
эндемических заболеваний. Абсолютными противопоказаниями к вакцина-
ции являются иммунодефицитные состояния, острые и обострение хрони-
ческих болезней, аллергические реакции на компоненты вакцины. Боль-
шинство прививок дети с эпилепсией переносят без осложнений. Суще-
ствуют ограничения для АКДС, вместо которой желательно вводить АДС-М.
Легкими побочными эффектами на прививку являются кратковремен-
ный субфебрилитет (повышение температуры тела), боль и покраснение в
21
месте введения вакцины. Врач может порекомендовать прием антипиретика,
но часто данные реакции проходят через несколько дней.
15. Посещение детского сада, школы
Для ребенка с эпилепсией важна социальная адаптация в детском
коллективе, соответствующем уровню его интеллектуального и физического
развития. Значительным фактором этого является информированность вос-
питателей и учителей о болезни ребенка и принятых в связи с этим ограни-
чениях, адекватное его состоянию отношение в образовательном учрежде-
нии, отсутствие предвзятости в оценке развития и обучения детей с эпилеп-
сией.
Большинство детей с контролируемой эпилепсией посещают обычную
группу детского сада и осваивают общеобразовательную школьную про-
грамму, поскольку интеллектуальное развитие у них соответствует уровню
остальных детей.
При высоком риске эпилептического статуса у ребенка воспитатели
должны быть обучены управлению ситуацией и применению быстродей-
ствующих противосудорожных препаратов (например, свечей с диа-
зепамом). Если во время приступа у ребенка происходит непроизвольное
мочеиспускание, то было бы разумным держать на этот случай в школе за-
пасную одежду. Вообще, одноклассникам лучше знать о возможных при-
ступах у их товарища, особенно если приступы протекают генерализованно
или имеют выраженную картину. Часто проходит много времени, пока се-
мья свыкается с необходимостью разглашения диагноза ребенка, но к этой
вынужденной мере требуется снисходительно-поощрительное отношение.
В ряде случаев заболевание головного мозга и частые приступы сни-
жают способности ребенка к концентрации внимания, возникают ухудшение
памяти, мышления, изменение поведения и настроения. При таком сочета-
нии эпилепсии и психических расстройств врач рекомендует обучение по
22
индивидуальной программе в специализированном дошкольном учрежде-
нии, школе или на домашнем обучении.
16. Занятия спортом
Умеренная физическая активность, спортивные мероприятия, танцы
полезны для здоровья и показаны детям с контролируемой эпилепсией.
Регулярные физические упражнения и соблюдение надлежащих
навыков в обучении никоим образом не сможет отрицательно сказаться на
течении болезни и усугубить приступы.
Однако виды активности необходимо выбирать с учетом опасности
травматизма при внезапном развитии приступа. Следует отказаться от по-
тенциально травмоопасных видов спорта (верховая езда, спортивная гимна-
стика, конькобежный спорт, подводное плавание, прыжки в воду). Риско-
ванные подъемы на высоту (лазание по канату, деревьям, скалам) нужно
запрещать. Это касается не только детей с эпилепсией, поскольку подоб-
ные ограничения продиктованы здравым смыслом.
Командные виды спорта (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол) трав-
моопасны. Легкие столкновения не приводят к возникновению приступов,
однако гипервентиляция при длительной физической нагрузке и более се-
рьезные травмы являются фактором риска активизации эпилептической ак-
тивности.
Важно! Не рекомендуются все физические нагрузки,
требующие форсированного дыхания, тем более длительного.
Всем детям, занимающимся водными видами спорта, необходимо по-
стоянное наблюдение опытного спасателя, знающего о заболевании ребен-
ка и способного оказать неотложную помощь. В период нахождения в во-
доеме благоразумно пользоваться надувным кругом, нарукавниками и спа-
сательным жилетом.
23
При катании на велосипеде, коньках, роликах, роликовой доске сле-
дует избегать улиц с оживленным движением. Обязательным является ис-
пользование шлема и защитных накладок. Если приступы не контролируют-
ся или же выявлены совсем недавно, то катание на колесных транспортных
средствах должно быть прекращено.
Если эпилептические приступы возникают часто, то активную физиче-
скую деятельность следует отложить до улучшения состояния ребенка.
Длительные прогулки с ребенком на свежем воздухе, лечебная физкульту-
ра, общеоздоровительные мероприятия значительно повысят эмоциональ-
ный фон и тонус организма.
17. Выбор профессии
Большинство молодых людей с эпилепсией оканчивают школу и про-
должают учебу в учреждениях среднего и высшего образования, поскольку
профессиональная востребованность приносит удовлетворение и уверен-
ность в себе.
Люди с эпилепсией могут работать во многих областях, не связанных
с потенциальным риском для себя и окружающих. Ограничения существуют
для водителей, летчиков, работников горячих цехов. Трудности возникают
при выборе профессии военного, сотрудника полиции или пожарного. Про-
тивопоказан труд, связанный с высотой, движущимися частями машин, ны-
рянием в воду.
18. Как воспитывать ребенка с заболеванием
Ответственность за гармоничное развитие личности ребенка с эпилеп-
сией в большей степени лежит на родителях. Нередко тревога за судьбу
ребенка и постоянное ожидание приступа приводит к ошибкам в его воспи-
тании. Попытки создать ребенку чрезмерно благоприятные условия суще-
ствования и ограничения его контактов со сверстниками могут вызывать у
24
ребенка чувство неполноценности и нарушение социализации в коллективе.
Отсутствие обязанностей, нетребовательность к поведению ребенка замед-
ляют развитие и приводят к инфантилизму личности.
Няня, воспитатель детского дошкольного учреждения, учитель в шко-
ле, а также любой другой человек, несущий в определенные моменты вре-
мени ответственность за ребенка, должны быть проинформированы о ве-
роятности появления приступов. Очень важно, чтобы наблюдающие за ре-
бенком взрослые были детально ознакомлены с основной информацией о
приступах, связанных с ними проблемах, а также о необходимых мерах
предосторожности и правилах оказания первой помощи. Если есть возмож-
ность, то в соответствующем возрасте ребенок должен посещать общеоб-
разовательную школу.
Таким образом, оптимизм и гармоническое воспитание являются
профилактикой стигматизации, обеспечивают отсутствие обреченности и
социальную адаптацию ребенка с эпилепсией.
25
Приложение 1
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ВАННОЙ КОМНАТЕ
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПРИСТУПЕ ЭПИЛЕПСИИ
26
Приложение 2
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ ЭПИЛЕПСИЕЙ
И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВНЕЗАПНЫХ ПРИСТУПАХ
27
Приложение 3
ДНЕВНИК ПРИСТУПОВ
Запись частоты приступов, их описание, отметки о принимаемых препа-
ратах и дозировках, наличие провоцирующих факторов указывается в дневнике
приступов, необходимый для анализа врачом эффективности проводимой тера-
пии.
В дневнике приступов указываются сведения о дате, времени, характере и
продолжительности эпилептического приступа у ребенка. Иногда врачи выдают
специально разработанные формы дневников. Однако форма дневника может
быть произвольной, главное – четкость фиксации приступов.
На основании дневника врач может получить наглядное впечатление об
эффективности проводимой терапии.
28
Приложение 4
РОССИЙСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ АССОЦИАЦИИ ПОМОЩИ
БОЛЬНЫМ ЭПИЛЕПСИЕЙ